Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Зоны логопедического кабинета
1. Зона индивидуальной работы. Предназначена для проведения индивидуальных логопедических занятий. Оборудование: стол, стулья, настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением.
2. Зона групповой работы. Предназначена для проведения групповых занятий с детьми. Оборудование: столы, стулья, доска, индивидуальные зеркала.
3. Зона учебно-методического и учебно-дидактического материала. Предназначена для размещения учебно-методической литературы, наглядно-иллюстративного материала, игр. Оборудование: шкаф для пособий.
4. Рабочее место учителя-логопеда. Предназначено для организации работы педагога. Оборудование: письменный стол, стул, компьютер, принтер.
Разделы учебно-дидактического материала
1. Логопедического обследование:
— Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Нищева Н.В., Детство-Пресс, 2017;
2. Коррекция мимики, артикуляционной моторики и звукопроизношения:
— артикуляционная гимнастика в картинках;
— набор логопедических зондов и зондозаменителей;
— спиртовые медицинские салфетки;
— стерильные медицинские деревянные шпатели;
— одноразовые марлевые салфетки;
— бумажные салфетки;
— индивидуальные зеркала;
— картинки слов с различными звуками;
— картотека слов для автоматизации звуков;
— картотека слов для дифференциации звуков;
3. Развитие речевого дыхания:
— «Дерево с листочками» (авторское пособие);
— игрушки «Вертушки»;
— зондозаменители «Диск»;
— «Воздушный футбол» (авторское пособие);
— дудочки;
— одноразовые трубочки;
— различные лёгкие предметы для сдувания;
— мыльные пузыри;
4. Развитие мелкой моторики рук:
— коврик резиновый массажный;
— резиновые массажные шарики;
— массажные шарики Су-Джок;
— шнуровки плоскостные;
— шнуровки объёмные;
— развивающая пирамида;
— «Весёлые башмачки» объёмное текстильное пособие;
— бусины и пинцет;
— бусины и верёвочка для нанизывания;
— цветной песок и карточки с рисунками;
— счётные палочки и карточки с рисунками;
— мозаика;
— разрезные картинки;
— сухой пальчиковый бассейн из гороха;
— тактильная игра «Найди пару»;
— пальчиковый театр;
— куклы бибабо;
— «Непослушная ленточка» (авторское пособие);
— настольная игра «Рыбалка»;
5. Формирование лексико-грамматического строя, словаря и связной речи:
— сюжетные картинки;
— серии сюжетных картинок;
— предметные картинки на подбор антонимов;
— предметные картинки на подбор синонимов;
— предметные картинки слов-действий;
— предметные картинки слов-признаков;
— многозначные слова;
— множественное число «один – много»;
— схемы для составления описательных рассказов;
— картинки для словообразования;
— картинки слов различной слоговой структуры;
— набор предметных картинок на образование названий детенышей животных;
— набор предметных картинок на образование относительных прилагательных;
— набор предметных картинок на образование притяжательных прилагательных;
— набор сюжетных картинок на образование приставочных глаголов;
— набор карточек для упражнений в употреблении предлогов;
— папки с картинным материалом по лексическим темам:
6. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем):
— набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свисток, колокольчик);
— картотека слов, близких по звуковому составу.
7. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучение грамоте:
— пеналы на проведение звукового анализа;
— слоговые таблицы;
— набор карточек для звукового анализа и синтеза;
— карточки «Весёлая азбука»;
— набор предметных картинок на выделение звука из слова.
8. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления):
— картинная игра «Найди отличия»;
— картинная игра «Четвёртый лишний»;
— пособия по принципу доски Сегена;
— дидактическая игра «Чья тень?»;
— лото;
— пирамиды.
9. Развитие графомоторных навыков, профилактика дисграфии:
— карандаши, ручки;
— трафареты для обводки и штриховки;
— графические диктанты.
Коррекционные программы и методики
1. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) – М.: Просвещение, 1978.
2. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991.
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М.: МГОПИ, 1993
Список методической литературы:
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. Методическое пособие
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития
Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 304 с. (Кабинет логопеда)
Васильева Л.А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5 – 7 лет. Книга для логопедов-практиков, воспитателей и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2008. – 112 с.: илл. – (Серия «Популярная логопедия»)
Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников – М.: Школа-пресс, 1999
Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков – М.: Детство-пресс, 2011
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ребёнок к школе?
Гомзяк О.С. Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периода обучения в подготовительной к школе логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 104 с. (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»)
Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки
Емельянова Н.В., Жидкова Л.И, Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5 – 6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 288 с. (Кабинет логопеда)
Жукова Н.С. Букварь – М.: ЭКСМО, 2007г.
Жукова Н.С. Уроки логопеда – М.: ЭКСМО, 2012г.
Жукова О. Букварь
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда – М.: АРКТИ, 1998
Касицына М.А. Рисующий гномик. Альбомы 1,2
Касицына М.А. Рисующий гномик. Формирование графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. Методика и планирование работы
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М.: 1985
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения
Косинова Е.М. Учимся правильно говорить
Косинова Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет
Косинова Е.М. Логопедический букварь
Косинова Е.М. Пишем вместе с логопедом
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств для детей 4 – 7 лет
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Для детей 4 – 6 лет
Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста – М.: Литера, 2015
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. Сценарии занятий
Куликовская Т.А. Дидактический материал по лексическим темам. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 240 с. (Кабинет логопеда)
Куликовская Т.А. Птичьи скороговорки
Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Птицы». Развитие логического мышления и речи детей
Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения
Мезенцева М.Е. Логопедия в картинках. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 192 с. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях
Никитина А. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4 – 5 лет) – СПб.: КАРО, 2009. – 96 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия»)
Никитина А. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6 – 7 лет). – СПб.: КАРО, 2009. – 128 с.: ил. (Серия «Популярная логопедия»)
Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика – М.: Детство-пресс, 20
Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 240 с. (Кабинет логопеда)
Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 160 с.
Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 112 с., цветные иллюстрации.
Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) – М.: Детство-Пресс, 2017
Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240 с.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР – М.: Детство-пресс, 20
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР – М.: Детство-пресс, 20
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь – Январь – М.: Детство-пресс,
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР Февраль – Май – М.: Детство-пресс, 20
Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240 с.
Османова Г.А. Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов – М.: ВЛАДОС
Полякова М. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство
Светлова И.Е. Домашний логопед
Светлова И.Е. Готовим руку к письму
Светлова И.Е. Развиваем устную речь
Смирнова М.В. 2500 скороговорок. Для детей 4 – 6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010. – 240 с. – (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия
Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2013. – 80 с.: ил.
Ткаченко Т.А. Развитие мышления и речи по картинкам с проблемным сюжетом у дошкольника 5 – 7 лет
Ткаченко Т.А. Формирование описательной речи у дошкольника 5 – 7 лет. Рабочая тетрадь
Успенская Т. Уроки правильной речи – М.: РОСМЭН,
Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» - М.: Просвещение, 1989. – 223 с.: ил.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада – М.: 1999
Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь
Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I, II период. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 160 с.
Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Я учусь говорить и читать. Альбомы 1,2,3 – М.: ГНОМ и Д, 2006
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?
Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они?
Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Объектами для проведения практических занятий в ДОУ являются: музыкальный/физкультурный зал, групповые помещения, прогулочные участки.
В каждой группе для этого отведена учебная зона. Учебные зоны оснащены мольбертами, магнитно-меловыми досками, наборным полотном, столами и стульми для детей с учетом их роста, дидактическим оборудованием.
Укажите описание объекта
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека отсутствует
Детская художественная литература, дидактический материал и методическая литература воспитателей находится в каждой групповой комнате соответственно возрастной категории детей. Кроме того, в раздел "художественная литература" входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
В педагогическом кабинете имеются книги и журналы для педагогов (методическая и справочная литература); иллюстративный материал, дидактические пособия; книги для дошкольников.
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивного оборудования нет
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания.
В БДОУ имеются следующие средства обучения :
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные презентации, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, барометр, солнечные часы, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
- спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы и адаптированной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки. Специально организованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах), в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
Спортивная площадка отсутствует.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для активной физической деятельности воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Информационные системы
Информационные системы БДОУ включают в себя: электронную почту, локальную сеть в выходом в Интернет, Wi-Fi, официальный сайт образовательного учреждения.
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой БДОУ.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей:
Федеральный портал «Российское образование» | www.edu.ru |
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» | window.edu.ru |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | school-collection.edu.ru |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | fcior.edu.ru |